Предназначено для обучения игры в sa-mp.
Принципы игры в SA:MP
1) Не допускать ДБ по пешеходам. Стрельба с транспорта с водительского места всегда автоприцелом, это согласитесь очень подло, желательно не допускать этого в своей в игре.
2) Не выходить с игры, что бы избежать смерти, даже если это грозит потерей большого количества хр. Лучше умереть достойно, чем трусливо ретироваться.
3) Не убивать новичков в игре на респауне грув стрит, да и вообще полных нубов лучше не трогать, им надо время, что бы освоиться в игре.
4) Никогда не прыгайте из одной банды в другую, лучше быть одиночкой, чем прыгать как блоха..., а если вступили в банду, будьте с ней до конца.
5) Не допускайте подлостей в игре, например таких, как заманивание игрока, вызвав его на дуэль, а встречая его коллективной стрельбой.
6) Никогда не прибегайте в игре к использованию читов, хаков и прочей грязи.
Краткий словарь игрока SA:MP.
Если вы совсем новичок в игре, я думаю, будет полезно для начала узнать некоторые выражения и сокращения, которые могут вам встретиться в игровом общении и в этом учебнике и которые могут оказаться вам непонятными.
Админ – администратор игрового сервера, который осуществляет контроль над соблюдением игроками правил игры.
Акк – аккаунт игрока на сервере.
Баг – ошибки и недоработки игры или мультиплеера. Использование этих ошибок запрещено на большинстве серверов и ведет к бану.
Бан – блокировка IP адреса игрока на сервере, в связи с нарушением им правил игры.
Вотекик – голосование на выкидывание игрока с сервера.
Грена – граната.
ГТО – один из модов для игры в гта через мультиплеер.
ДБ – сокращение от английского Драв Бай, обозначает стрельбу и убийство из транспорта. ДБ по пешеходам, большинством игроков считается нечестным.
Дбэшник – игрок, атакующий из транспорта.
Дигл – пистолет Дизерт Игл.
Дм – деат матч, стандартные состязания мода по стрельбе на различном оружии.
Еск – пауза, нажатием кнопки «Esc».
Залогиниться – войти в игру командой «/login пароль».
Кач – определенное место, стоя на котором можно зарабатывать хр.
Кик – выкидывание игрока с сервера администрацией или античитом.
Клан – сообщество игроков различных серверов и банд, объединенных одной целью.Члены кланов обозначают свою принадлежность к клану, прописывая специальные теги перед никами.
Лаг – временные ошибки и помехи в игре связанные с плохой связью с сервером, ошибками сервера и вашего компьютера и т.д.
Левел, лвл – ваш игровой уровень на сервере, который необходимо повышать зарабатывая хр, узнать свой лвл можно командой /level или нажав кнопку «таб»
Личка – чат через команду /w id, который позволяет общаться приватно.
Матрешка – лаг, попав в который игрок не может причинить кому-либо вреда оружием, а окружающие игроки вообще не замечают попыток стрельбы или даже видят, как лагающий игрок не ходит, а ползает. Если этот лаг получен в результате смерти, то исправить его можно лишь умерев, или выйдя с игры и заново подключившись к серверу, если смерть грозит потерей хр.
Модер – или модератор, младший администратор, с ограниченными функциями.
Мот – мотоцикл.
Мут – блокировка игрока, запрещающая ему писать в общий чат.
Ник – никнейм, игровое имя.
Нуб – новичок в игре, а так же это слово применяется с оскорбительным подтекстом к игрокам, которые не владеют мастерством игры.
Перманент(Nounban) – пожизненный бан.
Пинг – цифровая величина, определяющая качество соединения между вашим ПК и игровым сервером. Чем ниже значение пинга, тем лучше соединение, посмотреть свое значение пинга, а так же пинг других игроков, можно нажав кнопку «Таб». Так же слово «пинг» игроки используют как определение точки в игровом пространстве, по которой нужно стрелять, что бы попасть в движущуюся мишень.
Пингер – игрок с большим значением пинга.
Респа – место, на котором происходит «респавн» - появление игрока при присоединении к игре или после смерти.
Ркон – Пароль под которым заходит Главный Администратор (не пытайтесь взломать, в противном случае вы будите забанены на 50 дней)
РП или RP – роле плей или отыгрывание ролей, это свод правил и рекомендаций для игры на специальных RP серверах, которые имитируют реальную жизнь.
Савны – обрезы.
Скролл – особая перезар ядка оружия методом быстрой прокрутки колесика мышки.
Снайпа – снайперская винтовка.
Тача – машина.
Тег – обозначение принадлежности к какому-либо клану, прописываемое, как правило перед никнеймом игрока.
Теки – автоматы тек9.
Тп – телепортация.
Хр – очки опыта, которые вы получаете, для повышения левела, а так же используется игроками для обозначения уровня жизней.
Читы, трейнеры, хаки и т.д. - программы позволяющие использовать непредусмотренные модом возможности игры и получать нечестное преимущество над другими игроками. Использование таких программ запрещено и карается баном.
Читак, читер – игрок, использующий запрещенные программы для получения дополнительных преимуществ в игре.
Шот – дробовик «Шотган»
9мм – пистолеты 9мм.
Урок 1. Новичку – игра в SA:MP на сервере ГТО.
Cамое важное, чем вам нужно заняться, это построение отношений с другими игоками. Игра на сервере ГТО в основном построена на взаимоотношениях игроков, и банд и поэтому как в любом коллективе, как вы с самого начала себя преподнесете на сервере, так и в дальнейшем сложится ваша жизнь в игре. Вам нужно будет вступить в банду, а если есть желание, можно создать и свою… но своя банда это на самом деле большая ответственность перед теми людьми, которых вы к себе примете, большинство игроков создающих банды этого не осознают, поэтому 95% всех банд не живут больше пары недель, а то и дней. Но зато если вам повезет вступить в действительно хорошую банду, то у вас появятся и друзья, с которыми играть будет интереснее и учителя, которые обучат вас техникам стрельбы. Я прошел путь обучения, игре самостоятельно, учась на собственных ошибках и доходя до всего основываясь на собственном опыте, такой путь не для каждого, как бы это не звучало и занимает гораздо большего времени и усилий. Лучше найти коллектив, который будет вас устраивать по своим моральным качествам и перенимать опыт у более опытных игроков. Но при этом не надо сразу вступать в первую попавшуюся банду. Лучше поиграть немного одиночкой, пообщаться с людьми, узнать какие люди в этих бандах состоят, понять, что вам ближе.... А уж если вступили в банду, будьте с ней до конца, не предавайте никогда.
Урок 2. Уход от погони.
По началу, когда у вас еще низок лвл, и нет навыков стрельбы вам скорее всего часто придется уходить от погонь, например, что бы спасти заработанные хр, а завалить серенького новичка желающих всегда предостаточно. Когда я начинал играть, бывало, что чуть ли не весь сервер гонялся за мной, пытаясь прикончить, и не мог изловить, но вам советую по началу лучше не заводить врагов вовсе - новичку очень легко испортить жизнь в игре.
И все же… .Во первых никогда не теряйте бдительности, если вы стоите на точке кача или ждете гонку на старте, всегда посматривайте на радар. Если к вам приближается подозрительный маркер лучше приготовиться, к тому, что вас возможно обстреляют. Машину всегда держите закрытой, что бы вас не могли выкинуть с нее, на сервере RDTC команда /lock. Если к вам приближается маркер стрелочкой вверх, сразу уносите ноги – возможно, это какой-нибудь идиот на гидре или того хуже на апаче. Если к вам приблизился маркер игрока на расстояние, которое не выходит за рамки радара, тоже будьте настороже, некоторые игроки, например такие, как я =), любят поснайперить. Если вы чатитесь, и в вас прилетела снайперская пуля, не тормозите, быстрее нажимайте еск, закрывая чат, и жмите по газам, если вы на транспорте или начинайте, двигаясь зигзагами уходить с зоны обстрела в укрытие.
Если вы заранее знаете, что на вас возможна охота, желательно подготовиться. Лучший наземный транспорт для ухода от погони – инфернус и спортмот, инфернус желательно оснастить азотом, что бы иметь возможность оторваться на ровных трассах. Тактику ухода от погони нужно также выбирать в зависимости от транспорта преследователей и их количества.
Идеальный вариант если у вас спортмот или инфернус. Если вы на инфернусе, ваше преимущество в скорости – выходите на трассу где можно гнать, не отпуская газа, и жмите что есть силы уходя, в отрыв. Например, такая трасса вокруг 3 города, где можно бесконечно наворачивать круги, не отпуская газа.
Если у вас спорт мот значит, вы уже на 50% ушли от погони, мотоциклиста труднее всего ловить, а убегать на нем гораздо легче, чем догонять. Ваше преимущество в маневренности и даже если преследователи тоже на мотоциклах, главное не подпускать их к себе близко, что бы они не могли подбить вам мот. Делайте неожиданные повороты, пользуясь своей маневренностью и правом выбирать путь, каждый такой удачный маневр увеличивает отрыв, ведь даже если преследователь тоже на мотоцикле, он не знает чего от вас ожидать, куда повернуть и часто теряется. Также можно использовать многоуровневые гаражи – заезжая на крышу и прыгая сверху вниз на мотоцикле, на таких крышах обычно есть небольшие трамплины. На поворотах этих гаражей, как правило, очень легко уходить в отрыв.
Если у вас есть тек9, а преследователи на машине, можно попытаться использовать свою маневренность и взорвать машину преследователей стрельбой. Например, можно резко затормозить с разворотом, пропуская машину преследователей вперед и открыть огонь сзади, или покружить вокруг нее, стреляя, только старайтесь быть всегда или спереди или сзади, что бы не нарваться на ответный огонь.
Если вы на машине, которая не может уйти в отрыв за счет скорости, используйте маневры. Петляйте по переулочкам, и если преследователи чуток отстали, уходите на скорости по прямой трассе. Так же, можно резко притормозить, пропуская преследователей немного вперед и открывая по ним огонь. А если у них машина уже повреждена и уже дымится, а ваша в нормальном состоянии, можно попробовать протаранить их, что бы взорвать. Вообще больше импровизируйте и используйте вашу фантазию. Например, я часто преследующих мотоциклистов сбивал, резко затормозив у них перед носом – они от удара вылетают из седла, а потом можно спокойно уходить в отрыв.
Если вас преследуют на гидре, апаче или на воробье (вертолет с пулеметом) то лучше всего заехать в какой нибудь длинный туннель и там укрыться от огня.
Кстати самолеты и вертолеты тоже очень удобный способ уйти от преследования – летаешь по всей карте, и пущай за тобой носятся…, через некоторое время все равно надоест.
Довольно практичный транспорт для ухода от погони велосипед – его плюс в том, что противники не смогут повредить транспорт, ни взорвав его не прострелив колеса. Стрелять им придется точно в вас, а, учитывая мобильность велосипеда и возможность делать непредсказуемые маневры, метиться в велосипедиста довольно сложно.
Если вам удалось уйти в отрыв необходимо временно затеряться на карте. Для этого необходимо поехать в район, где есть несколько игроков с вашим цветом, например если вы серый, то рядом с грув стрит частенько тусуются несколько новичков, среди которых можно затеряться. Если преследователи все же настырно желают вас поймать и начинают прочесывать район, цепляя каждого игрока с вашим цветом, нужно забежать в амо или пицеррию. Во-первых, ваш маркер мгновенно переносится на одну из деревень расположенных в центральной части карты, и по маркеру вас уже не найти, ну а если преследователи попались опытные и начали прочесывать амо и пиццерии в том районе, где вы приблизительно находились, то можно просто подойти на маркер к продавцу. Тогда преследователи даже если и найдут вас, не смогут причинить вреда. Ну а если хочется спрятаться более честно, можно попытаться укрыться за столиками или на кухне кафешки, а в некоторых кафе и в туалете, навряд ли там будут просматривать. Кстати говоря, все идентичные интерьеры связаны между собой, и преследователи, зайдя в другую пиццерию, могут наткнуться на вас. Когда они выйдут на улицу, можно определить, находятся ли охотники рядом по маркерам на карте, а вот они, если не засекли изначально район, в котором вы вошли в кафе уже не смогут определить точное ваше местоположение и соответственно не смогут устроить засаду.
Если вас поймали на респе, а вам не хочется умирать бесконечное количество раз, можно так же прописать телепорт, а можно нажать на F4 и после смерти вас перекинет в режим выбора скина. Не думаю, что вас будут часами караулить возле респы, все равно надоест. Ну а если все-таки караулят, а играть хочется, можно провернуть следующий трюк, но при условии, что вы уже состоите в банде и респа не на грув стрит – перезаходите в игру и жмете на шифт не логинясь, появляетесь на грув, потом вводите пароль и свобода. Хотя я все же советую попытаться уйти с респы без этих хитростей. Меня один раз на респе минут 30 держали 3 миниганщика, струя с 3 миниганов направленных в точку респы убивает мгновенно. А у меня не было никакого оружия кроме пистолетов, 9мм и шотгана, поумирав бессчетное количество раз, я все же умудрился убить двоих из них и скрыться в амо от третьего, ну а когда купил нормального оружия….
Базовые навыки и принципы стрельбы в SA:MP, необходимые новичкам, для дальнейшего успешного освоения навыков игры.
Урок 3. Общее понятие «точки пинга».
Всем, кто хоть немного играет в самп известно, что синхронизация в этом мультиплеере оставляет желать лучшего, и если целиться в скин движущейся мишени то все пули летят в воздух, не причиняя вреда противнику. Поэтому необходимо научиться точно, ловить точку пинга противника – это то место в пространстве, где его скин в данный момент находится на экране противника, а не у вас, так как сигнал на ваш комп приходит всегда с опозданием. Что бы попасть точно в цель, нужно всегда стрелять на опережение движущейся мишени. А вот, на сколько именно вперед нужно стрелять, это уже зависит от многих факторов – соотношения вашего пинга и пинга противника, загруженности ваших сетей, так как пинг не всегда точный показатель, от сервера, от скорости движения противника и вашей, от оружия с которого вы стреляете и т.д.
Если вы играете только на одном сервере то ваш пинг как правило будет стабильным и постепенно вы привыкнете к пингу разных противников, но придя на другой сервер с другим пингом, нужно быть осторожнее и искать точку попадания для разных пингов уже по другому. Всегда перед боем сверяйте ваш пинг и пинг противника, с опытом вы уже будете заранее знать, куда примерно бить при том или ином значении пинга соперника.
Чем выше пинг, тем дальше точка пинга от скина цели, чем ниже пинг, тем соответственно ближе к скину нужно стрелять. Но при этом, чем ниже ваш пинг, тем легче и вам попадать, так как сигнал, передающий ваши выстрелы, быстрее доходит до сервера и тем самым снижается расстояние, на которое нужно уводить прицел вперед от скина противника, с пингом 30-60 можно вообще чудеса меткости проявлять. И поэтому хотя некоторые новички и любят играть с большим пингом, так как в них так реже попадают, но мастера, как правило, предпочитают низкий пинг, делая ставку на собственные атаки.
И так если у вас пинг 80 -120 а у противника до 150 то с тек9 например, вы будете попадать в противника стреляя где то на 2,5 – 7 см впереди него, если он бежит стреляя в вас (тут еще кстати много зависит и от угла прострела), а если он будет бежать ускоряясь то это расстояние может вырасти примерно до 10 – 15 см. Хотя это все очень примерные цифры и пинг иногда тоже очень обманчив, мне попадался тяжелый случай с пингом 60, а стрелять ему приходилось на 20 см вперед, при этом мой пинг тоже был в норме – 90. Так же бывают такие лаги, когда и скин противника в движении и его точка пинга соответственно дергаются в пределах 2-3 см и попасть в них с оружия бьющего одиночными прицельными выстрелами очень проблематично. Частенько это делается нечестными муда.., то есть игроками, намерено, таких проще залавливать огнем с тек9.
А вот при стрельбе при таких же пингах 80 – 120 ваш и до 150 у соперника, с проф оружия пинг будет ловиться немного по-другому, во первых из-за того что скорость движений при стрельбе у противника будет значительно ниже. Например с дигла это будет примерно 1-2 см, а с м4 даже от 0, 5 до 2 см (при условии, что противник двигается стреляя в вас).
Урок 4. Начальное обучение стрельбе с различных видов оружия.
В самом начале обучения необходимо научиться ловить точку пинга противника с различного вида оружия и стабильно удерживать ее на прицеле в движении. На начальном этапе обучения предлагаю применять следующие упражнения, которые помогут привить необходимые навыки для освоения дальнейшей техники.
Снайперская винтовка – для начала научитесь держать прицел стабильно, в одном положении стреляя по неподвижной мишени. В принципе это не очень сложно, но в убийстве со снайперки очень большую роль играет эффект неожиданности, и если случайно у вас дернется рука, особенно такое вероятно при стрельбе с очень больших расстояний, то мишень начнет двигаться и попасть уже будет практически нереально. Поэтому необходимо изначально наработать четкую стрельбу по неподвижной мишени. Для этого можно выбрать какую-нибудь точку на максимальном расстоянии, например глазок светофора и делать несколько выстрелов с неподвижно направленным прицелом. При этом, желательно нажав раз на выстрел удерживать кнопку, а не стрелять, нажимая несколько раз, так как при этом возможно, что мышь немного съедет в сторону, а на максимальных расстояниях даже полмиллиметра может стоить промаха.
Затем нужно отработать ловлю пинга противника, который теоретически тоже стреляет в вас со снайпы. Ваш партнер метится в вас со снайпы и делает по 5 шагов в разные стороны, ваша задача поймать то расстояние от противника, на котором будут отниматься хр и стараться стрелять именно в эту точку. Расстояние между вами и партнером должно быть таким, что бы вы видели его шкалу его жизней. Потом когда начнет хорошо получаться ловить точку попадания шаги можно сократить до 3, а расстояние увеличить до максимума, где шкалу жизней уже не видно.
Дигл, М4, Шотган, Боевой дробовик – для начала так же необходимо потренироваться с партнером, который будет целиться в вас с любого из этих оружий и делать по 5 шагов в разные стороны. Ваша задача найти точку пинга и стреляя удерживать прицел именно на ней. С дигла и дробовиков дистанция должна быть ближней а с М4 тренироваться нужно больше на дальней дистанции, хотя вблизи тоже стоит отработать ловлю пинга. Так же со временем шаги сокращать до 3, а потом и 2. При этом привыкайте сразу, шагать из стороны в сторону, запутывая противника. Часто можно видеть картину, когда игрок пытается стрелять в приседе, и перекатываясь. Это техника одиночной игры гта, в SA:MP такое не проходит, вы лишь подставляете себя под огонь, так как не имеете возможности уклоняться от выстрелов в тот момент, когда стреляете. Подобные перекаты могут сработать лишь если вы неожиданно нападаете из за угла стреляя в противника с дробовика у которого мало хр, но лучше вообще избегать приседа.
Тек9, Узи – техника стрельбы с тек9 и узи совершенно одинакова, разница у них лишь в скорострельности и причинении ущерба. Тек9 стреляет быстрее, узи немного реже, но ее пули снимают больше хр, но в сумме оружие в принципе равноценное, а с чего именно стрелять на мой взгляд это дело вкуса. На некоторых сервах играют только на узи, а на некоторых на тек9. Лично я все же предпочтение отдаю текам. Но, не смотря, что стрельба с них одинакова, тренировать периодически надо и то и другое, что бы, в случае если придется стрелять, например с узи, не была непривычна периодичность стрельбы и прочее.
Обучения этого класса оружия надо так же начинать с самого простого – ловли пинга. Для этого встаете с партнером на расстоянии примерно 5-7 метров и начинаете бегать, стреляя в друг друга по кругу. Сначала в одну сторону, потом в другую. Ловить пинг необходимо следующим образом – отводим прицел на опережение хода соперника примерно на 10-15 см и постепенно приближаем к скину противника. Как только жизни противника начнут уменьшаться, вам необходимо зафиксировать прицел на этом расстоянии и стараться его стабильно удерживать в точке поражения по ходу соперника. В следующий раз, когда вы уже знаете это расстояние, сразу наводите прицел в эту точку + 1см и потихоньку уменьшайте, пока не начнут отниматься жизни. Ваша задача в этом упражнении научиться ловить зону поражения в прицел как можно быстрее и стабильно удерживать прицел, в этой точке передвигая его по ходу противника. Ловля пинга, когда прицел выводится из-за спины противника, догоняя его пинг, является грубейшей ошибкой – так вы теряете драгоценные секунды, ваш прицел должен догонять, так как когда прицел бьет на опережение противник сам бежит в зону обстрела. А в дуэлях, где зачастую все решают как раз эти самые секунды, такая ошибка может стоить поражения.
Урок 5. Скролл.
Скролл - это прокручивание колесика с одного оружия на другое и обратно, таким образом, вы перезаряжаете ваше оружие быстро, и когда этого требуется. Всегда следите за тем, сколько патронов у вас остается в запасе, и не допускайте перезарядки обычным способом, всегда делайте скролл. Во-первых так вы экономите время, перезаряжаясь в любой удобный момент когда есть небольшая пауза, во вторых если доводить до перезарядки на дигле, мп5, м4, шотгане то вы на несколько секунд превращаетесь в неподвижную безоружную мишень, не надо делать противнику таких подарков.
Наставление ученикам:
Не нужно сразу гнаться, за чем-то нереальным глядя на тех, кто уже достиг каких то высот в стрельбе. Ваша задача на начальном этапе выработать стабильные навыки – базу, на основе которой будет уже формироваться ваше дальнейшее мастерство. Конечно, можно сразу рассказать все секреты и премудрости техник, но это не даст никакого толка – главную роль в мастерстве играют не столько сами знания, сколько их умение применять на практике, а это дается с опытом. Выполняя стабильно эти, на первый взгляд простые упражнения, вы заложите фундамент для дальнейшего успешного обучения. И кроме этих упражнений, конечно же, как можно чаще тренируйтесь в учебных поединках с вашими друзьями. Кроме этого, на начальном этапе я рекомендую не стремиться к освоению обрезов. Я специально не включил их в общий список оружия, так как считаю, что настающую базу для техники закладывают тек9, на них и нужно сосредоточить большое внимание, а обрезы потом сами собой придут. Всему своё время.